Как выбрать погрузчик?
Погрузчик – специальное транспортное средство, предназначенное для поднятия, транспортировки и складирования различного рода грузов, при помощи вил или специальных приспособлений. Имя его изобретателя – Евгений Кларк (США). Год изобретения – 1917. В Европе первый погрузчик также был выпущен фирмой «Кларк» в 1954 г. на заводе в Западной Германии. По своим техническим, эксплуатационным и приводным характеристикам данные машины делятся на следующие виды:
По типу подъемного устройства:
- вилочные,
- ковшовые,
- с боковым расположением подъемного устройства.
По типу шасси:
- электрические,
- дизельные,
- газовые,
- бензиновые.
По количеству опорных колес:
- четырехопорные,
- трехопорные.
Еще раз о погрузчиках, или как сделать свой выбор
Выбирая какую-либо технику, обычно в первую очередь обращаются к ее техническим характеристикам и стоимости. Если о достоинствах автомобиля, стиральной машины или холодильника вам может рассказать, например, сосед или сослуживец по работе, то проконсультировать по вопросам выбора требуемого подъемно-транспортного оборудования для складирования грузов смогут только специалисты. К сожалению, знакомые в этой области есть не у каждого, а сотрудники фирм, реализующих его, не всегда заинтересованы в предоставлении достоверной информации, ведь их основной целью является увеличение объемов продаж продукции своих компаний. В настоящей статье мы попытаемся кратко изложить один из возможных подходов к выбору средств для перевозки и подъема грузов, для большей объективности обращаясь к имеющимся в нашем распоряжении немногочисленным статьям по этой тематике.
Известно, что технические характеристики нужно выбирать, учитывая следующие основные факторы (примерно то же можно сказать и о всей погрузо-разгрузочной технике (ПРТ), обслуживающей склад):
- условия окружающей среды и производства;
- тип перевозимого груза, его вес, размеры и упаковка;
- наличие или отсутствие стеллажей, их конструкция и высота укладки груза;
- характер напольного покрытия, его состояние и чистота;
- планируемая интенсивность работ (график работы в одну, две или три смены), объемы переработки грузов в среднем за день;
- размеры обслуживаемой зоны складирования, описание подъездных путей и типового маршрута передвижения транспортного средства (подъемы и спуски, ширина проездов, размеры стеллажей), расположение осветительного оборудования и других предметов на пути следования;
- наличие или отсутствие мест и обученных специалистов для технического обслуживания или заправки техники.
- грузоподъемность;
- высоту и скорость подъема грузов;
- скорость перемещения с грузом и без него;
- тип двигателя и грузоподъемника.
- количество отработанных моточасов (мч). Часто для сравнения выбирают и такой показатель как срок службы, но он менее точен, так как не отражает реального времени работы, ведь машина может эксплуатироваться в 1, 2 или 3 смены;
- текущие расходы на эксплуатацию, топливо, замену масла, запчасти и т.д.;
- время простоя машин из-за заправки, отказов и ремонта.
- повышение КПД за счет использования гидростатической трансмиссии,
- применение двигателя небольшой мощности;
- двигатель работает на постоянных, оптимально подобранных оборотах.
Исходя из этих условий, выбирают тип подъемного устройства (тележка, подборщик грузов, штабелер, погрузчик) и его основные характеристики:
Изучая проспекты фирм-производителей можно найти ряд других параметров подъемных средств, число их может дойти до 30-60 у сложной техники (специальные погрузчики).
Гамма оборудования ведущих производителей обычно очень разнообразна и насчитывает 300-400 моделей. Специалист обратит ваше внимание на дизайн продукции, будет долго объяснять вам, в чем заключается отличие технических особенностей конструкции аппаратов той или иной фирмы, говорить об эргономичности техники, навесном оборудовании и многом другом, что поможет определиться в выборе конкретной конструкции. Если, однако, после этого вы все же обратитесь в другие компании, то убедитесь, что модели, выпускаемые различными фирмами, обладают примерно одинаковыми основными техническими характеристиками при совершенно различной стоимости. В настоящее время на российском рынке подъемно-транспортной техники активно функционирует достаточно большое количество продавцов. Попробуем сориентироваться в ее стоимостных показателях.
Фактор цены
Проще всего проанализировать цены на погрузчики, они достаточно полно представлены в специальных изданиях, таких как "Основные средства", "Оптовик" и некоторых других.
Гарантированно новые машины для склада по минимальным ценам можно приобрести в представительствах фирм-производителей или у их дистрибьютеров и дилеров. В остальных случаях стоимостные показатели будут заведомо выше, или вам могут продать технику сомнительного происхождения.
По имеющимся в литературе сведениям, цены на новые дизельные и газовые погрузчики европейского производства грузоподъемностью 1,5-2 тонны на условиях DDP Москва колеблются в диапазоне $25-29 тыс. Стоимость электропогрузчиков обычно находится на верхней планке этого интервала. Высококлассная машина с большой грузоподъемностью или выполненная по последнему слову эргономики с полным комплектом навесного оборудования может обойтись вам в $50-60 тыс. Появившаяся в последние годы техника DAEWOO (Юж. Корея), стоит $19-21 тыс. Еще ниже стоимость машин болгарского производства – $12-15 тыс. Отечественными производителями, к сожалению, газовые погрузчики вообще не производятся, а цены на дизельные машины находятся в пределах $5-6 тыс.
После августовского кризиса, когда произошел резкий обвал деловой активности, сворачивание деятельности ряда зарубежных представительств и снижения спроса на дорогую ПРТ активизировался вторичный рынок.
На западе давно существуют крупные фирмы, специализирующиеся на продажах оборудования "секондхэнд". Склады таких фирм содержат десятки тысяч погрузчиков. Техника для реализации отбирается, как правило, лучших торговых марок – LINDE, CATERPILLAR, CLARK, HYSTER, YALE, японских производителей – ТСМ, MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, NICHIYU, SHINKO, KOMATSU на достаточно жестких условиях – с не более чем 2-3-летним сроком эксплуатации и не требующая большой предпродажной подготовки. Перед продажей она тщательно обследуется специалистами. По цене такое оборудование в 2-2,5 раза дешевле нового, поэтому пользуется значительным спросом.
Вид погрузчиков | Стоимость, тыс. $ | Срок службы, лет | Стоимость мч. эксплуатации, $ | Эксплуат расходы, $/мч | Общие расходы, $/мч. |
Погрузчики LINDE | 25-29 | 12-15 | 0,8 | 0,3 | 1,2 |
Новые погрузчики японского и европейского производства | 25-29 | 10-12 | 1,4 | 0,56 | 1,96 |
Новые погрузчики стран Восточной Европы | 12-14 | 5-6 | 1,4 | 0,88 | 2,28 |
Новые погрузчики отечественного производства | 5-6 | 2-3 | 2,2 | -- | -- |
Иная картина наблюдается в нашей стране.
Исторически сложилось так, что рынок завозимой в Россию восстановленной техники практически не контролировался фирмами-продуцентами. Машины из различных стран Европы и Японии находятся в разном состоянии, зачастую непригодном для ремонта, а стоимость их всего на 20-30% ниже цен на новые машины. Обычно ее подкрашивают наши "умельцы", оборудование работает несколько месяцев (как раз в течение небольшого гарантийного срока), а затем выходит из строя. Учитывая, что цена отдельных запчастей в 2-3 раза выше стоимости их в готовой машине, покупка быстро становится крайне убыточной. Приобретать такую технику можно только у официальных дилеров или в представительствах инофирм в России, гарантирующих качество своей продукции. В последние годы на нашем рынке появилось бывшее в эксплуатации оборудование LINDE, KOMATSU, TOYOTA.
Качество
Не беря на себя смелость судить о технических достоинствах моделей тех или иных торговых марок, обратимся к мнению специалистов. Здесь наиболее часто можно услышать следующую оценку (журнал "Торговое оборудование" весна 2000г):
"Среди компаний, производящих дизельные и газовые погрузчики по качеству на первом месте стоит европейский производитель LINDE. На ступеньку ниже – техника HYS-TER, YALE и JUNGHEINRICH, еще ниже – оборудование японской TOYOTA и германской STILE. Среди компаний, выпускающих погрузчики с электродвигателем, самую высокую строчку будут занимать LINDE, JUNGHEINRICH, BOSS, YALE, HYSTER. Машины испанского производства и стран Восточной Европы более низкого качества". В специализированной зарубежной прессе мы увидим такую же ситуацию на мировом рынке подъемно-транспортной техники, где оборудование фирмы LINDE занимает первые места во всех рейтингах. Выпуская около 90 тыс. ед. техники в год, эта компания занимает первое место на рынке мировых производителей.
Попробуем разобраться в обоснованности этого мнения и получить обобщенные количественные характеристики надежности. В качестве них могут быть выбраны следующие параметры:
Понятно, что у техники более высокого уровня первый показатель должен быть максимален, а второй и третий – минимальны.
Наибольшее количество моточасов из всех известных нам машин, работает техника фирмы LINDE. По данным производителя срок службы техники – 30-40 тыс моточасов, что даже при двух трехсменной работе составляет 12-15 лет. Меньше наработка погрузчиков KOMATSU – 18-20 тыс. моточасов, что соответствует 10-12 годам эксплуатации. Ресурс работы новой машины «Балканкар» еще ниже – 8-10 тыс. мч. У российских погрузчиков моторесурс всего 3-4,5 тыс. мч. Отметим, что все данные соответствуют эксплуатации при строгом соблюдении графиков текущего техобслуживания и применении рекомендованных высококачественных горюче-смазочных материалов.
Для определения эксплуатационных расходов воспользуемся такой характеристикой, как гарантийный срок до следующего текущего техобслуживания – замены масла и фильтров. Гарантийный срок у болгарских погрузчиков – 150-180 моточасов, погрузчиков Hyster и японских Toyota – 270 мч, немецких LINDE – 500 мч. По мнению специалистов затраты на текущую замену масла у всех фирм примерно одинаковые – $150.
Более дорогие машины экономичнее и в потреблении энергоресурсов. К сожалению, получить количественную оценку ее не представляется возможным. Понятно, однако, что достигается она применением новейших технических и конструктивных решений. Если говорить о лучших мировых образцах – технике LINDE, то здесь для этих целей используются следующие "ноу-хау":
Показатель экономичности до недавнего времени для нашей страны был малосущественным, но в последние годы постоянного удорожания энергоносителей он приобретает все большее значение.
Третий показатель может быть оценен нами только качественно. Специалисты фирм-производителей обычно объявляют его коммерческой тайной, поэтому достаточной статистикой поломок погрузчиков мы не обладаем, но можем представить себе, что отечественная и болгарская техника выходит из строя гораздо чаще, чем европейская. Так, к наиболее часто выходящим из строя "узлам" машин относятся тормозные колодки, которых, например, на погрузчиках "LINDE" нет, поэтому и выходить из строя нечему. Относительно невысокая стоимость ремонтов дешевых моделей перекрывается их количеством, в результате суммарные расходы при поломках получается примерно одинаковыми, поэтому при сравнении техники ее можно не учитывать.
Цена/качество
Разделив количество моточасов на стоимость машины и сложив его с расходами на эксплуатацию и простои, можно получить приблизительную, но достаточно объективную количественную оценку для подбора погрузчика (таблица).
Чем меньше цифра в последней колонке, тем выгодней покупка. Однако при планировании расходов надо иметь в виду, что эта выгода будет, если оборудование эксплуатируется в течение всего срока службы. Представьте, что вы приобрели дорогой погрузчик на 3 года. В этом случае стоимость моточаса вырастет в 3-4 раза и покупка окажется невыгодной. Если вы планируете использовать технику более 10 лет, имеет смысл накопить денег на более дорогую машину. Такой выбор делают, как правило, солидные российские и зарубежные компании, стремящиеся к длительному пребыванию на нашем рынке и заинтересованные в высокой эффективности своего бизнеса.
Для сезонных работ или эксплуатации в течение 3-4 лет при условии невысокой интенсивности можно воспользоваться арендой, подойдут также и болгарские или отечественные машины.